ТЗ на сайт - конспект лекции и собственные размышления

А зачем вообще нужно ТЗ на сайт? Заказчик говорит: «Нужен следующий сайт: каталог товаров, корзина, форма заказа, доставка, мы на карте, о нас, обратная связь». Что не ясно? Ничего необычного, всё обыденно и рутинно.
Разработчик отчетливо представляет, что нужно сделать, а сделать, в его понимании нужно вот так:

Под конец работы приходит дизайн от заказчика, и при его просмотре становится ясно, что заказчик понимает задачу несколько иначе. А именно так:

И тут выясняется, что первоначальная оценка объема работ (и соответственно, сроков выполнения и стоимости проекта), которую сделал разработчик на основании своих умозаключений и озвучил заказчику, отличается от того, что, собственно, хочет заказчик.

Если «вычесть» одну картинку из другой, сделать, так сказать, diff, то мы получим разницу в ожиданиях заказчика и планах разработчика. И разница эта может быть весьма существенной:

И вот здесь возникает конфликт, где каждая из сторон права: заказчик не получил то, что ожидал за оговоренную цену, его пытаются «прокидать»; исполнитель же считает, что сделал все в точности с заказом, а остальные «хотелки» — это попытка «прокидать» его. Этот конфликт может решиться по-разному: либо заказчик примет, то что есть, либо разработчик доделает все бесплатно, либо обе стороны пойдут на взаимные уступки. Но в любом случае, будут пострадавшие.
Так вот, задача технического задания — это свести к минимуму разницу между представлениями двух строн: заказчика и исполнителя. Хорошее ТЗ дает маленький diff, плохое ТЗ — большой.
Как разрабатывать ТЗ на сайт? ТЗ должно включать: структуру сайта, для кого и необходимый функционал. Причем последнее должно быть описано максимально подробно.
Что делать в начале, когда требований мы не знаем? Выявлять это все необходимо в процессе и для начала вынести какие-то критические аспекты в ТЗ. Такой способ не такой рискованный, ведь увеличивает предсказуемость результата.
Для того, чтобы понять нужен ли вам сайт, нужно оценить актуальность выдачи в поиске через вордстат яндекс.
Проблемы при разработке сайтов:
Копирование сайта от конкурента и завышенные ожидания. Нужно стать прорабом для своего сайта, для успешного результата, доводить свои «хотелки» до исполнителей в понятном виде, описать грамотную структуру сайта и после с готовым планом работ идти в команду разработчиков. Грамотный план, который нужно составит самому – залог успеха.
А вообще, иногда можно скопировать что-то у конкурентов, ведь начинающему бизнесу имеет смысл следовать за сильным конкурентом. Но это все приводит к тому, что есть риск потерять индивидуальность и отличия от конкурентов.
Сайт под ключ – услуга, при которой выбирается какой-то шаблон для сайта, который заточен какой-то для конкретный бизнес. Хороший выбор для начинающих, но для работающего инструмента сильной компании ему очень далеко.
Лэндинг – что это? Это инструмент для исследования. Например, нам нужно протестировать какую-то гипотезу. Мы имеем возможность проверить работоспособность какой-либо теории с помощью быстрого нагнетания трафика. Главное не увлекаться, ведь основной сайт – важный плацдарм для дальнейшего развития. Тем более seo-оптимизация для лендинга – вещь спорная. Но для небольших региональных рынков или узкой специальности это может сработать, в других случаях – точно не нужно.
Ошибки на сайтах? Самая главная – обрыв в пути клиента на сайте. Не смотря на красивый дизайн, сайт может показаться сложным для клиента, ведь если там нет кнопки «забронировать» или он перенасыщен информацией, то клиент просто не поймет, как воспользоваться услугой или купить товар. Должны быть выстроены грамотные пути пользователя в соответствии логикой принятия решений о покупке.
При проектировании сайта есть ряд обязательных технических задач. Например, закрытый от индексации сайт во время тестировки, который без изменений перешел в продакшн или попросту отсутствующий фавикон, отсутствует ssl сертификат и т.д.
Также важны счетчики поисковых систем. Накопление статистики о своих пользователях – важный капитал для компании. В общем, достаточно погуглить и можно найти хороший чек-лист технических рекомендаций для сайта и все будет отлично.
Кого выбрать в качестве разработчика для сайта? Брать в штаб разработчика – вариант для развитого и полноценного сайта. Если мы находимся на старте – найти проектную команду с грамотным менеджер, который сможет донести до исполнителей все наши хотелки, который способен вытянуть результат из команды. Именно он позволить сделать качественный продукт. Самостоятельно разработчик не сможет выполнить в одиночку всю работу.
Если недовольны с ценой разработки сайта, то можно просто убрать лишние хотелки, ненужные функции, всегда есть пути по уменьшению издержек. Не нужно гнаться за ненужными и очень затратными по времени фичами. Просто сказать, что мы хотим сделать дешевле и как к этому прийти, как оптимизировать трудозатраты. И если компания заинтересована, то она пойдет навстречу.
При приеме результата важно сопоставить ТЗ и готовый прототип. Также после проверить конечный дизайн. Также важно проверить масштабируемость контента на сайте, иначе могут быть ужасные в плане качества контента последствия, иначе просить какие-то гибкие решения. А также должно быть тестирование сайта на тех устройствах, с которых будут использовать сайт, чтобы целевая аудитория была довольна, ведь проблемы верстки или различных функций могут им не понравится.
Также, очень важна безопасность при составлении договора, чтобы избежать мошенников. Также необходимо уделить внимание по управлению доступа к домену сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *