Данная статья посвящена созданию интернет-магазина на системе WordPress. WordPress – это веб-приложение, позволяющее владельцам, редакторам управлять своими сайтами и публиковать контент без какого-либо знания программирования. Благодаря данной cms системе люди способны создавать свои личные блоги, интернет-магазины, новостной сайт или же портфолио человека и так далее. Поэтому, она лежит в основе 35% всех сайтов в интернете и их число растет с каждым днем.
Но прежде чем начать, необходимо установить и настроить WordPress. Работать с ним можно как на общем хостинге, так и на локальном, используя, например, программу “XAMPP”. И на данный момент существует множество статей или же видеоуроков, показывающие поэтапные шаги установки и запуска данной системы. Поэтому, этот момент я пропущу и покажу лишь стартовую страницу, которую вы должны получить при правильной установки.
После этого, мы готовы к работе. Первым делом, я решил сменить тему сайта, которая максимально бы подходила под его тематику, а именно: интернет-магазин. Что это такое? Данная cms система имеет встроенные темы, которые отвечают за внешний вид сайта и сразу после ее установки все файлы устанавливаются на хостинг. То есть, ее основная задача заключается в выводе содержимого ресурса в удобном для пользователя виде. Чтобы реализовать это, мы на нашей стартовой странице наводим на название нашего сайта и выбираем вкладку “Темы”, после чего у нас открывается новое окно, где нажимаем на кнопку “Добавить” и выбираем понравившуюся тему. Выбрав тему, устанавливаем ее и после активируем. В моем случае, была выбрана тема “HoneyPress”.
Следом, необходимо удалить все автоматический созданные записи, чтобы получилась чистая страница. Для этого, в консоли, переходим во вкладку “Записи” → “Все записи”, где выбираем все и удаляем. Теперь у нас абсолютно чистая страница, с которой можно работать.
Далее, я решил оформить главную страницу. Для этого, я перехожу в консоль → страницы и добавляю новую страницу. Я назвал ее точно также, как и магазин – “МойДиван”. После, необходимо ее сделать главной. Для этого, переходим во вкладку “Настройки” → “Чтение” и выбираем в пункте “На главной странице отображать” пункт “Статическую страницу”, выбирая при этом главную страницу, ранее созданную “МойДиван”.
Создав главную страницу, я приступил к ее оформлению, а именно: заполнение информацией о нашем магазине. Для этого я использовал плагин “Elementor”. Elementor – это плагин, который является самым популярным конструктором страниц и позволяющий не только добавлять различного рода информацию, но и создавать оригинальный дизайн сайтов. Для его установки необходимо перейти на вкладку “Плагины” → “Добавить новый” и в поисковой строке прописать его название, после чего установить и активировать его. Проделав это, на главной странице сверху появится вкладка “Редактировать в Elementor”.
Как видно из рисунка, данный плагин представляет собой совокупность блоков, отвечающих за определенные функции, и чтобы взаимодействовать с ними, необходимо выбрать нужный и перетащить его на страницу. Например, если я хочу заполнить страницу текстом, то я выбираю блок “Текстовый редактор”, перетаскиваю его вправо на страницу и пишу то, что необходимо. Разобравшись с принципом работы плагина, я заполнил страницу нужной информацией.
Помимо этого, на главной странице была размещена кнопка “Свяжись с нами!”, нажав которую, открывалась всплывающее окно с контактной информацией, необходимой для того, чтобы в случае возникновения вопросов или же консультации, клиент смог связаться с нами и получить всю необходимую информацию. Реализовано это было используя плагин “Popup Maker”. Устанавливается он аналогично, как и плагин “Elementor”. Данный плагин является как раз самым популярным по созданию всплывающих окон с различной информацией, такой как контактная форма, обновление контента и так далее.
Установив Popup Maker он появится у нас в консоли, после чего переходим в него и создаем новое всплывающее окно. В моем случае я назвал его “Связь” и в качестве заголовка внутри всплывающего окна прописал “Наши контактные данные”, а внутри поля прописал необходимую информацию для отображения. Результат представлен внизу.
Кроме того, после создания, у созданного Popup имеется определенный CSS класс, прописанный в окне “Все всплывающие окна”. В моем случае это popmake-230. Данный элемент очень важен, потому что далее мы переходим в Elementor и создаем кнопку, где ее не только оформляем внешне, но и в расширенных настройках, в поле “CSS классы” указываем popmake-230. На этом, наше окно создано и полностью работает, что показано на рисунке ниже.
На этом, оформление главной страницы завершено, итоговый результат представлен ниже.
После написания информацией он нас, я приступил к заполнению магазина товарами.
Работа с плагином WooCommerce
WooCommerce – это бесплатный плагин для электронной коммерции, который разработан специально для WordPress. Он имеет целый ряд функций, например: различные способы доставки, приема платежей, настраиваемые типы товаров и так далее. Поэтому, он отлично подходит для наших целей. Устанавливается он аналогично предыдущим с появлением одноименной вкладки в консоли. После установки, его необходимо настроить. Для этого переходим в его настройки, во вкладку основные, где указываем нужную информацию. Результат на рисунке ниже.
Но, как можно заметить, у нас в магазине нет абсолютно никакого меню. Для этого, мы переходим во вкладку “Товары” в консоли и создаем необходимые категории. В моем случае это мебель для гостиной, мягкая мебель и офисная мебель. Далее, создаем меню во вкладке “Внешний вид” → “Меню”. Название я дал, как “Верхнее меню”, куда перетаскиваю следующие параметры, изображенные на рисунке.
Как можно увидеть, в него я перетащил созданные ранее категории и параметр “FiboSearch bar”, который является поисковой строкой товаров на сайте. FiboSearch bar – это Ajax плагин, поэтому, если вы хотите добавить в меню поиск товаров, то необходимо сначала его установить. Также, важным моментом создания является тот факт, что в пункте “Настройки меню” важно поставить область, где будет находится наше меню. В моем случае это область отображения – “основной” Теперь, меню должно появится на сайте. Но есть и второй способ его создания. Для этого, на главной странице, переходим в раздел “Настроить” → “Меню” и проделываем все те же операции. Помимо этого, в настройках, я также настроил еще и иконку нашего магазина, и отображение корзины не в виде категории, а в виде изображения. Итоговый результат реализации меню представлен ниже.
Следом, необходимо загрузить товары в магазин. Для этого, в консоли я перехожу во вкладку “Товары” → “Добавить”. Где, в открывшемся окне, я заполняю всю информацию о товаре: название, описание, изображение, стоимость, состояние о наличие и так далее. Самое важное – это указать категорию товара, чтобы он отображался в нужном нам разделе. Список ранее созданных нами категорий изображен справа, где мы просто напротив необходимой ставим галочку. Пример добавления товара изображен ниже.
Точно таким же образом добавляем необходимо число товаров для каждой категории. На рисунке следом изображен результат заполнения магазина товарами по категории “Офисная мебель”, но товары добавлены абсолютно в каждый раздел.
Как видно из рисунка выше, у нас еще присутствует сортировка товара, которая добавилась автоматический при добавлении товара, ведь это встроенный функционал плагина WooCommerce.
Пока что мы показали, как выглядят товары на общей страницы определенной категории, но как товар отображается на своей собственной странице? Пример отображения находится ниже.
Далее, необходимо реализовать корзину, а именно указать границы доставки, их стоимость и способы. Для этого опять переходим в консоли во вкладку “WooCommerce” → “Настройки” → “Доставка”, где мы создаем необходимые зоны. В моем случае – это Челябинск и Челябинская область. В первой зоне я указываю через троеточие два индекса города Челябинска (его самый первый и последний), а во второй зоне два индекса области. После я указываю методы доставки, указывая их название, которое будет видеть покупатель и указываю их стоимость. Пример изображен снизу.
Для чего все это было сделано? Когда покупатель будет оформлять заказ, он укажет свой индекс доставки. Исходя из этого индекса система будет понимать, находится ли клиент в городе Челябинске или же в области и будет предлагать ему способы доставки со стоимостью, которые мы указывали для каждой зоны, рассчитывая конечную цену.
Далее, переходим из вкладки “Доставка” в “Платежи”, где выбираем нужные нам способы оплаты и настраиваем их нажав на кнопку “Управление”.
Проделав все вышесказанное, наша корзина и страница оформления готова к работе. Поэтому, добавляем товар в корзину и смотрим результат.
Нажав на кнопку “Оформить заказ” мы переходим на страницу оформления, изображенная внизу.
Нажав на кнопку подтверждения заказа появляется следующее окно:
Важным моментом является приходит ли заявка администраторам сайта при заказе? Чтобы проверить это, необходимо перейти в консоль → вкладка “WooCommerce” → “Заказы”. Увиденный результат изображен снизу.
Как мы видим, заказ приходит и все исправно функционирует.
ВЫВОД
Исходя из всего выше проделанного можно сделать вывод о том, что в современном мире для создания сайта, блога или же интернет-магазина не обязательно обладать знаниями программиста. Ведь современный мир постоянно развивается и придумываются различные интернет-технологии, упрощающие жизнь человека. Одной из такой как раз является WordPress, которая, как выяснилось, не зря является самой популярной системой по созданию и управлению сайтами.
Это обосновывается тем, что система имеет не только удобный и простой интерфейс для создания веб-ресурсов, но она и не требует использования или же написания кода, хотя пользователь имеет такую возможность. Однако, самое главное ее достоинство – это наличие плагинов, которые расширяют функционал ресурса, что и было доказано в этой работе. Ведь, благодаря плагину WooCommerce, мы смогли простыми действиями создать полноценный интернет-магазин, обладающий всеми базовыми функциями не написав при этом ни одной строчки кода. А плагин Elementor позволил оформить главную страницу магазина, содержащую основную информацию. Поэтому, используя данную cms систему и ее плагины, абсолютно каждый сможет создать необходимый веб-ресурс.
Перед встречей, был подготовлен ряд вопросов:
1) Какие плюсы и минусы можно выделить, что у Вас не функциональная структура предприятия?
2) Как Вы обеспечиваете приток разработчиков в компанию?
Некоторые консультанты убеждены в том, что для того, чтобы провести какие-то маркетинговые исследования, нужно вынимать стороннюю компанию и тратить достаточно значительные бюджеты. Но тут нельзя так однозначно ответить. С одной стороны - маркетолог внутри компании может и способен провести часть этих исследований, а с другой стороны - если в компании этого не делается, то это означает лишь то, что маркетолог либо не хочет, либо не умеет пользоваться общепризнанными технологиями. И для анализа внешней среды главное понять следующие моменты:
1) Уровень конкурентного окружения. И для того, чтобы его понять, существует два метода. Первый - это интернет-поиск, который предполагает просмотр интернет-ресурсов конкурентов, а именно: как они себя позиционируют, какие продукты предлагают, каковы ценовые предложения на сайте компании и так далее. Помимо этого, необходимо просмотреть ключевые поисковые запросы в «Яндексе» и «Google», по которым вы предполагаете, что ваши клиенты вас ищут, а также просмотр по рекламным позициям кто из конкурентов какую рекламу даёт. У кого-то это будут лэндинговые страницы, посадочные страницы с уникальными конкурентными предложениями, у кого-то будет просто имиджевая реклама. Второй метод – это прозвон ваших конкурентов, их отдела продаж, где задаёте те вопросы, на которые вы хотите получить ответы. В данном случае исследование получается более качественное, когда интервьюер прикидывается полным профнепригодным человеком в данной отрасли и задаёт те вопросы которые мог бы сформулировать именно реальный клиент.
2) Портрет целевой аудитории компании. Внутри целевой аудитории находятся несколько разных сегментов, которые, бывает, не учитываются совсем. И сегментирование рынка производится исключительно по психо-демографическим параметрам: возраст, пол, место проживания, уровень дохода и так далее. Но на сегодняшний момент эти факторы являются вторичными, ведь сегмент – это часть потребительского рынка, которая к вашему продукту предъявляет идентичные требования, являющимися ценностями целевой аудитории. Из всего этого возникает вопрос, как же просегментировать аудиторию? На первом этапе, необходимо проработать гипотезы, которые мы предполагаем, что являются ценностями со стороны наших сегментов. Этих потребительских ценностей может быть достаточно большое количество. И, к сожалению, если компания этим не занимается и не уделяет достаточно внимания разработке продукта именно на языке ценностей потребительской аудитории, то она скатывается в единственную потребительскую ценность – это цена. И там начинает толкаться со всеми другими конкурентами, которые предлагают аналогичный, ничем не отличающийся товар. И здесь выигрывает тот, кто даст более низкую цену. Многие ошибочно считают, что сегодня рынку ничего кроме цены неинтересно. Это утверждение означает только то, что вы не просегментировали, не посмотрели на все потребительские ценности, которые есть на рынке. Так какие они могут быть? Например, ценность экономии времени, под которую затачиваются все интернет-магазины, предоставляя возможность не ходить по магазинам, а сделать заказ через интернет.
3) Продукт. Данный вопрос, к сожалению, проработан на сегодняшний момент у достаточно небольшого числа компаний. Разработка продукта – это реализация ценностей, которые вы выявили со стороны своей аудитории, в ваш продукт. Это будет либо модификация продукта, либо его усовершенствование, либо это будут какие-то дополнительные сервисные предложения.
4) Управления активной клиентской базой. Значительная доля компании работают со своей клиентской базой практически вслепую: они не понимают, кто потенциальная аудитория, потому что не проанализировали потребительские ценности; не совсем понимают с работают, от чего теряют клиентов; почему клиенты реже покупают или недостаточно высокий чек и так далее. Так вот для анализа активной клиентской базы есть достаточно распространенный метод ABC-анализа, суть которого достаточно хорошо описана в интернете.
5) Возможно также применить и очень эффективную методику, а именно: SWOT-анализ. SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон внутри компании и анализ возможностей и угроз со стороны. Чтобы он имел практическое применение, необходимо всегда анализировать проблемные поля бизнеса. И здесь вы получите огромное количество инсайтов и готовых решений, что вам необходимо сделать в случае наступления внешнего фактора, то есть возможности или угрозы.
Визуализация данных это наиболее эффективный метод иллюстрации и объяснения сложной информации, особенно числовых данных, в простой и удобоваримой форме. Кроме того, при грамотном исполнении, инфографика при интерпретации данных позволяет уменьшить или смягчить систематические ошибки. Один из заслуживающих особого внимания видов визуализации — анимированные фоновые картограммы или хороплеты. И в данной статье мы, используя эти виды, визуализируем пандемию коронавируса, что на данный момент очень актуально.
Но прежде чем начать, давайте разберем определения. Фоновая картограмма или хороплет — это тип тематической карты, на которой области или регионы заштрихованы пропорционально и в соответствии со значением заданного измерения данных.
Статические хороплеты наиболее полезны, когда надо сравнить какие то показатели по регионам. Например, сравнить уровень преступности в данный момент в каждом субъекте Российской Федерации, что можно визуализировать с помощью статической фоновой картограммы.
Анимированная или динамическая фоновая картограмма похожа на статическую, за исключением того, что добавляется время. Это третье измерение делает визуализацию исключительно интересной и мощной.
Для визуализации пандемии коронавируса, я использовал набор данных Novel Corona Virus 2019 от Kaggle, который можно найти здесь. Набор данных получен из нескольких источников, включая Всемирную организацию здравоохранения, Национальную комиссию здравоохранения Китайской Народной Республики и Центры США по контролю за заболеваниями.
Статический хороплет
Начнем мы с создания статического хороплета. Работать я буду в привычном мне PyCharm. Первым делом, я открываю редактор и создаю проект. После создания, я добавляю в него папку, под названием “data”, где у меня будет хранится файл csv формата, скаченный с Kaggle и содержащий данные о пандемии по всему миру.
После этого, я, через терминал, устанавливаю необходимые библиотеки. Команды для установки представлены ниже:
Проделав операции выше, создаем python файл, и мы готовы к визуализации. Код для этой инфографики выглядит следующим образом:
#Статический хороплет
# Импорт библиотек
import numpy as np
import pandas as pd
import plotly as py
import plotly.express as px
import plotly.graph_objs as go
from plotly.subplots import make_subplots
from plotly.offline import download_plotlyjs, init_notebook_mode, plot, iplot
# Чтение данных
df = pd.read_csv("data/covid_19_data.csv")
# Переименуем колонки
df = df.rename(columns={'Country/Region':'Страна'})
df = df.rename(columns={'ObservationDate':'Дата'})
df = df.rename(columns={'Confirmed':'Подтверждено'})
# Манипуляции с оригиналом Dataframe
df_countries = df.groupby(['Страна', 'Дата']).sum().reset_index().sort_values('Дата', ascending=False)
df_countries = df_countries.drop_duplicates(subset = ['Страна'])
df_countries = df_countries[df_countries['Подтверждено']>0]
# Создание фоновой картограммы
fig = go.Figure(data=go.Choropleth(
locations = df_countries['Страна'],
locationmode = 'country names',
z = df_countries['Подтверждено'],
colorscale = 'Reds',
marker_line_color = 'black',
marker_line_width = 0.5,
))
fig.update_layout(
title_text = 'Подтверждённые заболевания 28 марта 2020',
title_x = 0.5,
geo=dict(
showframe = False,
showcoastlines = False,
projection_type = 'equirectangular'
)
)
fig.write_html('Static_choroplete.html', auto_open=True)
Здесь, мы импортируем установленные ранее библиотеки, после читаем csv файл из которого будем брать данные, указывая при этом его местонахождение и название. Далее, переименовываем колонки для удобного восприятия и проводим некоторые манипуляции с оригиналом Dataframe: группировки и возвращения ряда с удаленными повторяющимися значениями. После создаем фоновую картограмму и последней командой мы указываем на создание и запуск html файла, содержащий наши данные. Результат представлен ниже:
На рисунке, представлена статическая диаграмма общего количества подтвержденных случаев коронавируса по странам по состоянию на 28 марта 2020 года. Вы можете видеть, что страны с наибольшим количеством подтверждённых случаев заболевания — это США, Китай и Италия, а также несколько других европейских стран.
Анимированная фоновая картограмма
Сейчас, вы увидите, насколько, по сравнению со статической, более эффектна и интересна анимированная фоновая картограмма. Для этого, создаем новый python файл и прописываем следующий код:
#Анимированная фоновая картограмма
# Импорт библиотек
import numpy as np
import pandas as pd
import plotly as py
import plotly.express as px
import plotly.graph_objs as go
from plotly.subplots import make_subplots
from plotly.offline import download_plotlyjs, init_notebook_mode, plot, iplot
# Чтение данных
df = pd.read_csv("data/covid_19_data.csv")
# Переименуем колонки
df = df.rename(columns={'Country/Region': 'Страна'})
df = df.rename(columns={'ObservationDate': 'Дата'})
df = df.rename(columns={'Confirmed': 'Подтверждено'})
# Манипуляции с оригиналом Dataframe
df_countrydate = df[df['Подтверждено'] > 0]
df_countrydate = df_countrydate.groupby(['Дата', 'Страна']).sum().reset_index()
df_countrydate
# Создание фоновой картограммы
fig = px.choropleth(df_countrydate,
locations="Страна",
locationmode="country names",
color="Подтверждено",
hover_name="Страна",
animation_frame="Дата"
)
fig.update_layout(
title_text='Глобальное распространение короновируса',
title_x=0.5,
geo=dict(
showframe=False,
showcoastlines=False,
))
fig.write_html('Animated_background_cartogram.html', auto_open=True)
В данном коде, мы проделываем те же операции, что и при статическом хороплете, но с небольшими отличиями. Результат представлен ниже:
На рисунке, мы видим общее количество подтвержденных случаев коронавируса по странам во времени. И вы можете видеть, что до недавнего времени больше всего заболевших было в Китае.
Должен ли инженер думать о возможном вреде технологии при её создании?
Нужно быть одержимым идеей, чтобы добиться успеха в том, что ты делаешь. Задумываться над этикой не нужно, отвлекаться на это – помеха конечному результату.
Должны ли этик и инженер работать в паре?
Этику и инженеру не нужно работать в паре. Это не позволит достичь конечного результата, этик будет «мешать» этому.
О машинном обучении.
До появления машинного обучения единственным способом обучить машину – описать пошагово, что необходимо делать. Сейчас, это происходит за счет обучения машины действиями, которые мы сами до конца не понимаем, мы делаем это на подсознании.
В чем машины заменят людей?
Например, сейчас уже существуют машины, которые заменяют дворника и убирают мусор. Но гораздо сложнее заменить сантехника, ведь объяснить машине, как в миллионах домов состоит коммуникация труб, узлов, объяснить, как это чинить и ползать там, то проще иметь человека. Это уже более сложная и дорогостоящая задача, чем заменить дворника.
Можем ли мы прогнозировать будущее с помощью больших данных?
Нет, люди не могут прогнозировать будущее с помощью больших данных, потому что никакие большие данные не позволяют предсказать прорыв человечества в той или иной сфере. И через 20 лет могут возникнуть такие технологии, про которые никто из нас сейчас не догадывается, поэтому спрогнозировать будущее не получится.
Какое будущее ждет Россию?
Исходя из истории, тренд, где жертвой становится какой-либо класс, повторится еще раз. Сейчас, офисные работы среднего класса населения очень легко автоматизировать и удар будет происходить именно по ним. Поэтому и приводился пример с сантехником, ведь, казалось бы, его заменить очень сложно, а бухгалтера легко. Вот этот тренд очень сильно, скорее всего, и затронет нашу страну.
Про аналитику персональных данных.
Анализировать персональные данные человека не желательно. Когда ты начинаешь ему “подсовывать” что-то, что ему не интересно или же точку зрения, с которой он не согласен, то ему это не нравится, и он уходит на другой сервис.
Есть ли персональные данные, которые нельзя анализировать?
Большинство компаний, которые живут по рекламной модели, стараются не анализировать данные о состоянии здоровья человека. Ведь человек, когда смотрит симптомы болезни или читает информацию о ней, при этом не желая рассказывать об этом своим родственникам, не хочет, чтобы ему в дальнейшем предлагали к просмотру информацию об этом. Например, когда он со своими родственниками или знакомыми захочет что-нибудь посмотреть в интернете и будет идти сплошная реклама средств лечения от этой болезни, то будут возникать вопросы, которые пользователь хочет избежать. Как итог, фармакологическая компания ничего не заработала, а пользователь ушел на сторонний сервис.
Есть ли персональные данные, которые Яндекс осознанно не собирает?
Есть. К ним относится история по здоровью, личная переписка и так далее. Почему нельзя анализировать личную переписку? Все очень просто. Например, если у человека ушел из жизни близкий человек, и он делится этим в переписке, то алгоритм будет предлагать ему ритуальные услуги. Это очень сильно обидит человека, плюс породит огромный скандал, который повлияет на репутацию компании. Именно поэтому, никто не анализирует личную переписку.
Как Яндекс обрабатывает персональные данные?
Обработка персональных данных в Яндексе производится используя этические нормы.
Искусственный интеллект – система или набор алгоритмов, воспроизводящий определённые когнитивные способности людей, благодаря которым человек ставит своей целью принятие решений или помощь в принятии решений. И с этой точки зрения можно сказать, что технологии искусственного интеллекта в наше время абсолютно везде. Например, во всех гаджетах, интерфейсах и поверхностях, с которыми люди взаимодействуют. Ведь любой наш гаджет, приложение, которое мы открываем, практически всё, что мы говорим или слышим, обрабатывается через системы распознавания речи, системы компьютерного зрения. Это используются для того, чтобы человек, например, который включает приложение, действительно был владелец телефона и так далее.
Основная задача заключается в том, чтобы объёмами цифр занималась машина, а не огромное количество людей в штате, ведь человек может совершать ошибки.
Кроме того, там, где не опасно, человек делегирует решения машине, а там, где существует вопрос какой-то этической дилеммы – человек есть и будет финальной точкой принятия решения. В этом смысле технологии искусственного интеллекта помогают людям. Например, современная авиатехника имеет широкие возможности автопилотирования, но в какие-то момент подключается живой пилот. Поэтому, благодаря искусственному интеллекту мы освобождаем человека для того, чтобы делать более сознательные или творческие задачи, что порождает в том числе новые направления и навыки.
Но что делать если человек теряет свои когнитивные функции? Ведь если он их не тренирует, понятно, что они снижаются. (для чего детям уметь считать в столбик, если они могут открыть калькулятор на телефоне, компьютере и посчитать там) Над этим вопросом сейчас думают многие – и разработчики, и те, кто использует технологические системы искусственного интеллекта, которые есть. Но тут стоит вопрос выбора людей - отказываясь от участия в каких-то мыслительных или рутинных действиях, мы проходим через так называемый «рескиллинг». Но проходя рескиллинг, мы начинаем осваивать новое.
Более ли консервативен и осторожен искусственный интеллект чем человек? Все это зависит от того, как его обучают. Если мы задаём ему цель быть максимально консервативным и минимизировать негативные последствия – значит, он будет работать консервативно. В конечном счёте, за любым алгоритмом стоит разработчик. Это очень важный момент, за которым важно закрепить ответственность – так у людей будет понимание, что где-то должен быть стоп-кран, или возможность корректировки решения, предлагаемого искусственным интеллектом, если что-то идёт не так.
По сценарию вышедшего из-под контроля искусственного интеллекта, который не только сам принимает решения, а уже видя, что человек для него представляет опасность, начинает избавляться от человека. Есть ли крайняя кнопка или возможность у человека отключить всю систему? В целом, наверное, надо подумать над тем, чтобы у нас была возможность обесточить систему или просто деактивировать какое-то решение, принимаемое там, где мы отвлеклись. Но пока все эти страхи вызваны больше результатом научной фантастики и фильмов про будущее…
Есть ли угроза искусственного интеллекта для существующего типа рынка труда? Это естественный цикл осознания принятия решений, когда нам говорят, что вас скорее всего заменят или роботизируют. Это то, с чего все начинают общение с теми, кто приходит им разрабатывать что-то полезное для повышения точности принятия решений и так далее. Но очень быстро становится понятно, когда человек погружается в задачу, что на самом деле это пришли не его автоматизировать, а пришли избавить от рутины, либо существенно повысить производительность тех действий, которые всё ещё требуются от человека, для того, чтобы сделать какой-то сервис, реализовать какое-то решение.
Какой из страхов искусственного интеллекта наиболее реальный? Самая большая опасность – плохая интерпретируемость моделей и их нестабильность. Если модели начинают принимать те решения, которые мы не ожидали. Здесь действительно важно иметь те самые ограничители и системы мониторинга качества моделей.
В данной статье я создам свое первое веб-приложения на Flask, а также попрактикуюсь в использовании шаблонов.
Но прежде чем начать, давайте разберемся что такое вообще Flask. Flask– это легкая веб платформа Python, которая предоставляет полезные инструменты и функции для создания веб приложений на языке Python. Это дает разработчикам гибкость и является доступной средой для новых разработчиков, поскольку вы можете быстро создать веб приложение, используя только один файл Python.
Создание и запуск своего первого веб-приложения
Работать я буду в PyCharm. Поэтому, первым делом я создаю свой проект и далее устанавливаю Flask через встроенный терминал с помощью команды pip install flask. Далее, я создал файл app1.py, где будет написано простое веб-приложение, отображающее HTML-код в браузере.
Открыв файл, я написал следующий код:
В нем мы сначала импортируем объект Flask из пакета flask. Затем используем его для создания экземпляра приложения Flask, присвоив ему имя app. Мы передаем специальную переменную __name__, которая содержит имя текущего модуля Python. Это имя сообщает экземпляру, где он находится; это нужно, потому что Flask устанавливает некоторые пути за кулисами.
Создав экземпляр приложения, мы можем использовать его для обработки входящих веб запросов и отправки ответов пользователю. @app.route — это декоратор, который превращает обычную функцию Python в функцию просмотра Flask, который преобразует возвращаемое значение функции в HTTP-ответ, отображаемый HTTP-клиентом, например, веб браузером. Мы передаем значение ‘/‘ в @app.route (), чтобы указать, что эта функция будет отвечать на веб запросы для URL-адреса /, который является основным URL-адресом.
Функция просмотра hello() возвращает строку <!--‘Hello, World!‘--> в качестве ответа HTTP.
Теперь у нас есть простое приложение Flask в файле Python с именем app1.py.
Далее, необходимо его запустить чтобы увидеть результат функции просмотра hello(), отображаемой в веб браузере. Как это сделать? Во встроенном терминале я прописываю команду set FLASK_APP=app1, благодаря которой я сообщаю Flask, где найти приложение app1. После, прописываю set FLASK_ENV=development, которая говорит о том, что я хочу запустить приложение в режиме разработки (чтобы можно было использовать отладчик для обнаружения ошибок). Наконец, я прописываю flask run. После запуска, вы увидите следующее:
* Serving Flask app 'app1' (lazy loading)
* Environment: development
* Debug mode: on
* Restarting with stat
* Debugger is active!
* Debugger PIN: 188-110-549
* Running on http://127.0.0.1:5000/ (Press CTRL+C to quit)
Эти выходные данные содержат несколько частей информации:
•Название приложения, которое вы запускаете («app1»).
•Среда, в которой выполняется приложение (development).
•Debug mode (Режим отладки): on означает, что отладчик Flask запущен. Это полезно при разработке, поскольку предоставляет подробные сообщения об ошибках, когда что-то идет не так, что упрощает поиск и устранение неисправностей.
•Приложение работает локально по URL-адресу http://127.0.0.1:5000/. 127.0.0.1 — это IP-адрес, который представляет локальный хост вашего компьютера, а: 5000 — это номер порта.
Далее, открываем браузер и введем URL-адрес http://127.0.0.1:5000/. Вы увидите текст “Hello, World!” в качестве ответа. Это подтверждает, что ваше приложение успешно работает.
Кроме этого, можно добавить несколько маршрутов для отображения разных страниц в зависимости от запрошенного URL.
Маршрут — это URL-адрес, который вы можете использовать, чтобы определить, что пользователь получает, когда посещает ваше веб приложение в своем браузере. Например, http://127.0.0.1:5000/ — это основной маршрут, который может использоваться для отображения главной страницы. URL-адрес http://127.0.0.1:5000/about может быть другим маршрутом, используемым для страницы «About», которая дает посетителю некоторую информацию о вашем веб приложении.
Здесь, мы добавили новую функцию about(). Эта функция украшена декоратором @app.route(), который преобразует ее в функцию представления, которая обрабатывает запросы к конечной точке http://127.0.0.1:5000/about. Для просмотра результата переходим по этому URL-адресу.
Но можно использовать и несколько маршрутов для одной функции просмотра. Для этого, изменяем app1.py следующим образом:
После добавления этого нового декоратора вы можете получить доступ к странице индекса как по адресу http://127.0.0.1:5000/, так и по адресу http://127.0.0.1:5000/index.
Теперь вы понимаете, что такое маршруты, как использовать их для создания функций просмотра и как добавлять новые маршруты в ваше приложение. Затем вы воспользуетесь динамическими маршрутами, чтобы позволить пользователям управлять ответом приложения.
Кроме этого, хотелось бы разобрать динамические маршруты, то есть мы создадим маршрут, в котором слова, переданные через URL, будут написаны с заглавной буквы, и маршрут, который складывает два числа и отображает результат.
Для этого, открываем наш app1.py и добавляем:
from markupsafe import escape
from flask import Flask
# ...
@app.route('/capitalize//')
def capitalize(word):
return '
{}
'.format(escape(word.capitalize()))
Этот новый маршрут имеет переменную секцию. Это говорит Flask взять значение из URL-адреса и передать его функции просмотра. Переменная URL передает аргумент ключевого слова функции просмотра capitalize(). Аргумент имеет то же имя, что и переменная URL (в данном случае слово). При этом вы можете получить доступ к слову, переданному через URL-адрес, и ответить его версией с заглавной буквы, используя метод capitalize() в Python.
Мы используем функцию escape (), которую мы импортировали, чтобы отобразить строку слова как текст. Это важно, чтобы избежать атак с использованием межсайтовых сценариев (XSS). Если пользователь отправляет вредоносный код JavaScript вместо слова, escape() отобразит его как текст, а браузер не запустит его, сохраняя безопасность вашего веб приложения.
Чтобы отобразить слово с заглавной буквы внутри заголовка HTML h1, используйте метод Python .format().
Запустив сервер разработки, открыв браузер и передав по следующим URL-адресам. Вы можете заменить выделенные слова любым словом по вашему выбору. Например:
Также можно использовать несколько переменных в маршруте. Чтобы продемонстрировать это, необходимо добавить маршрут, который складывает два положительных целых числа и отображает результат.
Откроем файл app1.py для редактирования и добавим в конец файла следующий маршрут:
В этом маршруте вы используете специальный преобразователь int с переменной URL (/add///), который принимает только положительные целые числа. По умолчанию переменные URL-адреса считаются строками и рассматриваются как таковые.
Запустив сервер разработки, открыв браузер и перейдя по следующему URL-адресу:
http://127.0.0.1:5000/add/5/5/
мы увидим следующий результат:
При разработке веб приложения вы часто будете сталкиваться с ситуациями, когда приложение отображает ошибку вместо ожидаемого поведения. Вы можете неправильно написать переменную или забыть определить или импортировать функцию. Чтобы упростить решение этих проблем, Flask предоставляет отладчик при запуске приложения в режиме разработки. На этом шаге вы узнаете, как исправить ошибки в вашем приложении с помощью отладчика Flask.
Чтобы продемонстрировать, как обрабатывать ошибки, вы создадите маршрут, который приветствует пользователя из списка имен пользователей.
Откроем файл app1.py для редактирования и добавим в конец файла следующий маршрут:
В приведенном выше маршруте функция просмотра greet_user() получает аргумент user_id из переменной URL user_id. Мы используем преобразователь int, чтобы принимать положительные целые числа. Внутри функции у нас есть список Python под названием users, который содержит три строки, представляющие имена пользователей. Функция просмотра возвращает строку, которая создается в зависимости от предоставленного user_id. Если user_id равен 0, ответом будет Привет, Боб в теге h2, потому что Боб является первым элементом в списке (значение users[0]).
Запустив сервер разработки, откроем браузер и перейдем по следующим URL-адресам:
Пока всё работает хорошо, но может пойти не так, если мы запросим приветствие для пользователя, которого не существует. Чтобы продемонстрировать, как работает отладчик Flask, наберем следующий URL-адрес:
http://127.0.0.1:5000/users/3
Вверху на странице указано имя исключения Python, которым является IndexError, что указывает на то, что индекс списка (в данном случае 3) находится за пределами диапазона списка (который составляет только от 0 до 2, потому что в списке всего три элемента). В этом случае вы можете использовать простую команду try ... except, чтобы исправить эту ошибку. Если запрошенный URL-адрес имеет индекс за пределами диапазона списка, пользователь получит ошибку 404 Not Found, которая является ошибкой HTTP, которая сообщает пользователю, что страница, которую он ищет, не существует.
Откроем файл app1.py для редактирования. Чтобы ответить с ошибкой HTTP 404, нам понадобится функция Flask abort(), которую можно использовать для создания ответов об ошибках HTTP. Изменим вторую строку файла, чтобы также импортировать эту функцию:
from markupsafe import escape
from flask import Flask, abort
Затем отредактируем функцию просмотра greet_user(), чтобы она выглядела следующим образом:
Мы использовали попытку выше, чтобы проверить возвращаемое выражение на наличие ошибок. Если ошибки не было, то есть user_id имеет значение, соответствующее индексу в списке пользователей, приложение ответит соответствующим приветствием. Если значение user_id выходит за пределы диапазона списка, возникает исключение IndexError,
и мы используем except, чтобы поймать ошибку и ответить ошибкой HTTP 404 с помощью вспомогательной функции Flask abort().
Теперь, когда сервер разработки запущен, снова посетим тот URL-адрес. На этот раз мы увидим стандартную страницу с ошибкой 404, информирующую пользователя о том, что страница не существует.
Проделав все эти действия, мы имеем общее представление о том, что такое Flask, как его установить и как использовать для написания веб приложения, как запустить сервер разработки и как использовать маршруты и функции просмотра для отображения различных веб страниц, обслуживающих определенные целей. Мы также узнали, как использовать динамические маршруты, чтобы позволить пользователям взаимодействовать с вашим веб приложением через URL-адрес, и как использовать отладчик для устранения ошибок.
Как использовать шаблоны в приложении Flask
1. Визуализация шаблона и использование переменных
Создав просто веб-приложение на Flask, я решил попробовать использование шаблонов. Для этого, я создал файл app2.py.
В этом блоке кода мы импортируем класс Flask и функцию render_template() из пакета flask. Мы используем класс Flask для создания экземпляра приложения Flask с именем app. Затем мы определяем функцию просмотра (которая является функцией Python, которая возвращает ответ HTTP) с именем hello(), используя декоратор app.route(), который преобразует обычную функцию в функцию просмотра. Эта функция представления использует функцию render_template() для визуализации файла шаблона с именем index.html.
Затем нам нужно будет создать файл шаблона index.html в каталоге с именем templates. Flask ищет шаблоны в каталоге templates, который называется шаблонами, поэтому имя важно. Для этого выполним следующую команду, чтобы создать каталог шаблонов:
mkdir templates
Затем откроем файл с именем index.html и добавим следующий HTML код:
FlaskApp
Hello World!
Welcome to FlaskApp!
Здесь мы устанавливаем заголовок, добавляем Hello World! сообщение в виде заголовка h1 и создаем сообщение Welcome to FlaskApp! как заголовок h2. Далее запускаем наше приложение. (как это сделать говорилось выше)
Оставим сервер запущенным и откроем файл app2.py для редактирования. Импортируем модуль datetime из стандартной библиотеки Python и отредактируем функцию index(), чтобы файл выглядел следующим образом:
Здесь мы импортировали модуль datetime и передали в шаблон index.html переменную с именем utc_dt со значением datetime.datetime.utcnow(), которое является текущей датой и временем в формате UTC.
Затем, чтобы отобразить значение переменной на странице индекса, откроем файл index.html для редактирования. Отредактируем файл, чтобы он выглядел следующим образом:
FlaskApp
Hello World!
Welcome to FlaskApp!
{{ utc_dt }}
Мы добавили заголовок h2 со специальным разделителем {{...}} для печати значения переменной utc_dt. Откроем браузер и перейдём на главную страницу:
Теперь мы создали страницу индекса с шаблоном HTML в приложении Flask, отрисовали шаблон, передали и отобразили значение переменной. Затем мы избежим повторения кода, используя наследование шаблонов.
2. Использование механизма наследования шаблонов
На этом этапе мы создадим базовый шаблон с содержанием, которым можно будет поделиться с другими шаблонами. Мы отредактируем свой шаблон индекса, чтобы он унаследовал от базового шаблона. Затем мы создадим новую страницу, которая будет служить страницей «О приложении», где пользователи смогут найти дополнительную информацию о вашем приложении.
Для этого, создадим base.html и пропишем следующий код:
{% block title %} {% endblock %} - FlaskApp
nav a {
color: #d64161;
font-size: 3em;
margin-left: 50px;
text-decoration: none;
}
{% block content %} {% endblock %}
Большая часть кода в этом файле представляет собой стандартный HTML код, заголовок, некоторые стили для ссылок навигации, панель навигации с двумя ссылками, одна для страницы индекса, другая для еще не созданной страницы «О программе», а также div для содержание страницы. (Ссылки пока не работают; на следующем шаге будет показано, как создавать ссылки между страницами). Однако, следующие выделенные части относятся к шаблонизатору Jinja:
•{% block title %} {% endblock %}: блок, который служит заполнителем для заголовка. Позже вы будете использовать его в других шаблонах, чтобы задать собственный заголовок для каждой страницы в приложении, не переписывая каждый раз весь раздел.
•{% block content %} {% endblock %}: другой блок, который будет заменен содержимым в зависимости от дочернего шаблона (шаблона, наследуемого от base.html), который заменит его.
Теперь, когда у нас есть базовый шаблон, мы можем воспользоваться им, используя наследование. Откроем файл index.html и затем заменим его содержимое следующим:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Index {% endblock %}
Hello World!
Welcome to FlaskApp!
{{ utc_dt }}
{% endblock %}
Здесь мы используем тег {% extends %} для наследования от шаблона base.html. Затем мы расширяем его, заменяя блок содержимого в базовом шаблоне тем, что находится внутри блока содержимого в предыдущем блоке кода.
Этот блок содержимого содержит тег h1 с текстовым индексом внутри основной надписи, который, в свою очередь, заменяет исходную основную надпись в шаблоне base.html текстовым индексом, так что полный заголовок становится индексом — FlaskApp. Таким образом, мы можем избежать повторения одного и того же текста дважды, поскольку он работает как заголовок страницы, так и заголовок, который появляется под панелью навигации, унаследованной от базового шаблона. Затем у нас есть еще несколько заголовков: один заголовок h1 с текстом Hello World!, заголовок h2 и заголовок h3, содержащий значение переменной utc_dt.
Наследование шаблонов дает нам возможность повторно использовать HTML код, который есть в других шаблонах (в данном случае base.html), без необходимости повторять его каждый раз, когда это необходимо. Сохраним и обновим страницу индекса в браузере. Страница будет выглядеть следующим образом:
Затем мы создаем страницу «About». Открываем файл app2.py, чтобы добавить новый маршрут и добавляем следующее:
Здесь используется декоратор app.route() для создания функции просмотра с именем about(). В нем мы возвращаем результат вызова функции render_template() с именем файла шаблона about.html в качестве аргумента.
Откроем файл шаблона с именем about.html для редактирования и добавьте следующий код:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} About {% endblock %}
FlaskApp is a Flask web application written in Python.
{% endblock %}
Здесь мы наследуем базовый шаблон с помощью тега extends, заменяем блок содержимого базового шаблона тегом h1, который также служит заголовком страницы, и добавляем тег h3 с некоторой информацией о приложении.
Когда сервер разработки запущен, перейдем по следующему URL адресу в своем браузере:
http://127.0.0.1:5000/about
Мы увидим следующее:
Мы создали базовый шаблон и использовали его на своей индексной странице и на странице сведений, чтобы избежать повторения кода.
3. Связывание страниц
На этом этапе мы свяжем страницы в шаблонах с помощью вспомогательной функции url_for(). Мы добавим две ссылки на панель навигации в свой базовый шаблон, одну для главной страницы и другую для страницы «About».
Сначала откроем базовый шаблон для редактирования и внесите следующие изменения:
{% block title %} {% endblock %} - FlaskApp
nav a {
color: #d64161;
font-size: 3em;
margin-left: 50px;
text-decoration: none;
}
{% block content %} {% endblock %}
Здесь мы используем специальную функцию url_for(), которая возвращает URL адрес функции просмотра, которую мы ему передаем. Первая ссылка ссылается на маршрут функции просмотра hello() (которая является страницей индекса). Вторая ссылка указывает на маршрут функции просмотра about(). Обратите внимание, что мы передаем имя функции просмотра, а не маршрут (/ или /about). Использование функции url_for() для создания URL адресов помогает лучше управлять URL адресами. Если мы жестко запрограммируем URL адреса, наши ссылки сломаются, если мы изменим маршруты. С url_for() мы можем редактировать маршруты и гарантировать, что ссылки будут работать должным образом. Функция url_for() также заботится о других вещах, таких как экранирование специальных символов.
Теперь перейдем на главную страницу и попробуем ссылки на панели навигации. Мы увидим, что они работают.
4. Использование условных выражений и циклов
На этом этапе мы будем использовать операторы if в своих шаблонах, чтобы управлять тем, что отображать в зависимости от определенных условий. Мы также будем использовать циклы for для просмотра списков Python и отображения каждого элемента в списке. Мы добавим новую страницу, на которой будут отображаться комментарии в виде списка. Комментарии с четным порядковым номером будут иметь синий фон, а комментарии с нечетным порядковым номером будут отображаться на сером фоне.
Сначала мы создадим маршрут для страницы комментариев. Откроем файл app2.py для редактирования и добавьте следующий маршрут в конец файла:
# ...
@app.route('/comments/')
def comments():
comments = ['This is the first comment.',
'This is the second comment.',
'This is the third comment.',
'This is the fourth comment.'
]
return render_template('comments.html', comments=comments)
В приведенном выше маршруте у нас есть список Python, называемый комментариями, который содержит четыре элемента. Мы возвращаете файл шаблона с именем comments.html в последней строке, передача переменной с именем comments, содержащей список, в файл шаблона.
Затем создадим и откроем новый файл comments.html в каталоге шаблонов для редактирования и добавим следующий код:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{{ comment }}
{% endfor %}
{% endblock %}
Здесь мы расширяем шаблон base.html и заменяем содержимое блока содержимого. Во-первых, мы используем заголовок h1, который также служит заголовком страницы.
Мы используем цикл Jinja for в строке {% for comment in comments %}, чтобы просмотреть каждый комментарий в списке комментариев (который сохраняется в переменной комментария). Комментарий отображается в теге (p style="font-size: 24px" {{comment}} /p) так же, как мы обычно отображаем переменную в Jinja. Мы сигнализируем о завершении цикла for с помощью ключевого слова {% endfor %}. Это отличается от способа построения циклов for в Python, поскольку в шаблонах Jinja нет специального отступа.
Когда сервер разработки запущен, откроем браузер и перейдем на страницу комментариев:
http://127.0.0.1:5000/comments
Мы увидим следующее:
Давайте откроем файл шаблона comments.html и отредактируйте его, чтобы он выглядел следующим образом:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index %2 == 0 %}
{% set bg_color = '#e6f9ff' %}
{% else %}
{% set bg_color = '#eee' %}
{% endif %}
#{{ loop.index }}
{{ comment }}
{% endfor %}
{% endblock %}
С помощью этого нового редактирования мы добавили оператор if в строку {% if loop.index %2 == 0 %}. Переменная цикла — это специальная переменная Jinja, которая дает нам доступ к информации о текущем цикле. Здесь мы используем loop.index, чтобы получить индекс текущего элемента, который начинается с 1, а не с 0, как в списках Python. Оператор if здесь проверяет, использует ли индекс даже оператор %. Он проверяет остаток от деления номера индекса на 2; если остаток равен 0, это означает, что номер индекса четный, в противном случае номер индекса нечетный. Тег {% set %} используется для объявления переменной с именем bg_color. Если порядковый номер четный, мы устанавливаем его на голубоватый цвет, в противном случае, если номер индекса нечетный, мы устанавливаем переменную bg_color на серый. Затем мы используем переменную bg_color, чтобы установить цвет фона для тега div, содержащего комментарий. Над текстом комментария мы используем loop.index для отображения текущего номера индекса в теге p.
Сохраним и посмотрим результат:
Кроме того, чтобы отобразить все комментарии, кроме второго, мы можем использовать оператор if с условием loop.index != 2, чтобы отфильтровать второй комментарий.
Откроем шаблон комментариев и отредактируем его, чтобы он выглядел следующим образом:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index != 2 %}
#{{ loop.index }}
{{ comment }}
{% endif %}
{% endfor %}
{% endblock %}
Здесь мы используем {% if loop.index != 2 %}, чтобы отображать только те комментарии, которые не имеют индекса 2, что означает все комментарии, кроме второго. Мы также используем жестко запрограммированное значение для цвета фона вместо помощника loop.cycle(), чтобы упростить задачу, а остальное не изменяется. Мы завершаем оператор if, используя {% endif %}. Обновим страницу комментариев, и мы увидим, что второй комментарий не отображается.
Теперь нам нужно добавить ссылку, которая переводит пользователей на страницу комментариев на панели навигации. Откроем базовый шаблон для редактирования и изменим содержимое тега nav, добавив к нему новую ссылку a:
{% block title %} {% endblock %} - FlaskApp
nav a {
color: #d64161;
font-size: 3em;
margin-left: 50px;
text-decoration: none;
}
{% block content %} {% endblock %}
Здесь мы используем помощник url_for() для ссылки на функцию просмотра comments(). Теперь на панели навигации будет новая ссылка, которая ведет на страницу комментариев.
5. Использование фильтров
На этом этапе мы узнаем, как использовать фильтры Jinja в своих шаблонах.
Сначала мы преобразуем комментарии на странице комментариев в верхний регистр. Откроем для редактирования шаблон comments.html и отредактируем его, чтобы он выглядел следующим образом:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index != 2 %}
#{{ loop.index }}
{{ comment | upper }}
{% endif %}
{% endfor %}
{% endblock %}
Здесь мы расширяем шаблон base.html и заменяем содержимое блока содержимого. Во-первых, мы используем заголовок h1, который также служит заголовком страницы.
Мы используем цикл Jinja for в строке {% for comment in comments %}, чтобы просмотреть каждый комментарий в списке комментариев (который сохраняется в переменной комментария). Комментарий отображается в теге ((p style = font-size: 24px {{comment}} /p)) так же, как мы обычно отображаем переменную в Jinja. Мы сигнализируем о завершении цикла for с помощью ключевого слова {% endfor %}. Это отличается от способа построения циклов for в Python, поскольку в шаблонах Jinja нет специального отступа.
Когда сервер разработки запущен, откроем браузер и перейдем на страницу комментариев:
http://127.0.0.1:5000/comments
Фильтры также могут принимать аргументы в круглых скобках. Чтобы продемонстрировать это, воспользуемся фильтром объединения, чтобы объединить все комментарии в списке комментариев.
Откроем шаблон комментариев и отредактируем его, чтобы он выглядел следующим образом:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index != 2 %}
#{{ loop.index }}
{{ comment | upper }}
{% endif %}
{% endfor %}
{{ comments | join(" | ") }}
{% endblock %}
Здесь мы добавили теги hr и div, где мы объединяем все комментарии в списке комментариев с помощью фильтра join(). Обновим страницу комментариев, и мы увидим страницу, подобную следующей:
Как видите, список comments отображается с комментариями, разделенными вертикальной чертой, которую мы передали фильтру join().
Другой важный фильтр — это безопасный фильтр, который позволяет отображать доверенный HTML код в браузере. Для его реализации откроем шаблон комментариев и отредактируем его, чтобы он выглядел следующим образом:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index != 2 %}
#{{ loop.index }}
{{ comment | upper }}
{% endif %}
{% endfor %}
{{ "
COMMENTS
" }}
{{ comments | join("
") }}
{% endblock %}
Здесь мы добавили значение h1 COMMENTS/h1 и изменили аргумент соединения на тег hr. Обновим страницу комментариев, и мы увидите страницу, подобную следующей:
Чтобы отобразить HTML теги выше, откроем файл шаблона комментариев и добавим безопасный фильтр:
{% extends 'base.html' %}
{% block content %}
{% block title %} Comments {% endblock %}
{% for comment in comments %}
{% if loop.index != 2 %}
#{{ loop.index }}
{{ comment | upper }}
{% endif %}
{% endfor %}
{{ "
COMMENTS
" | safe }}
{{ comments | join("
") | safe }}
{% endblock %}
Мы можем видеть, что мы также можем объединить фильтры в цепочку, как в строке p{{ comments | join("hr") | safe }}hr. Каждый фильтр применяется к результату предыдущей фильтрации. Обновим страницу комментариев, и мы увидим, что теги HTML теперь отображаются должным образом:
6 — интеграция Bootstrap
Сейчас мы узнаем, как использовать набор инструментов Bootstrap для стилизации нашего приложения. Добавим панель навигации Bootstrap в базовый шаблон, которая будет отображаться на всех страницах, унаследованных от базового шаблона.
Чтобы использовать Bootstrap, нужно добавить его в базовый шаблон, чтобы мы могли использовать его во всех других шаблонах. Откроем свой шаблон base.html для редактирования и запишем:
{% block title %} {% endblock %} - FlaskApp
{% block content %} {% endblock %}
Большая часть приведенного выше кода — это шаблон Bootstrap, необходимый для его использования. У нас есть несколько метатегов, ссылка на файл CSS Bootstrap в разделе head, а внизу у нас есть ссылка на необязательный JavaScript. Выделенные части кода содержат код Jinja, объясненный в предыдущих шагах.
Обратите внимание, как мы используем определенные теги и классы CSS, чтобы указать Bootstrap, как отображать каждый элемент.
В теге nav выше у нас есть тег a с классом navbar-brand, который определяет ссылку бренда на панели навигации. Внутри тега ul class = ".navbar-nav" у нас есть обычные элементы панели навигации внутри тега a в теге li.
Когда сервер разработки запущен, откроем страницу индекса в своем браузере:
http://127.0.0.1:5000/
Мы увидим страницу, похожую на следующую:
Теперь мы знаем, как использовать HTML шаблоны в своем веб-приложении Flask. Мы использовали переменные для передачи данных с сервера в шаблоны, чтобы избежать повторения HTML кода мы использовали наследование шаблонов, встроили такие элементы, как условные выражения if и циклы for, а также ссылки между разными страницами. Мы узнали о фильтрах для изменения текста и отображения надежного HTML, а также интегрировали Bootstrap в свое приложение.
Закончил написание модели TO BE, написал первую и вторую главу отчета по производственной практике, а также учувствовал в процессе приема заявок на производство продукции.