Техническое задание на разработку сервиса

Для начала работы над сервисом необходимо разработать техническое задание и понять главные аспекты работы.

Основные задачи сервиса

  1. Хранение обучающих курсов
  2. Возможность редактирования статей и публикаций
  3. Ограничение доступа к обучающим курсам
  4. Поиск по названию и ключевым словам
  5. Авторизация пользователей
  6. Добавление курса в закладки
  7. Возможность оставлять комментарии

Описание работы

  1. Регистрация
  2. Авторизация
  3. Поиск нужного курса
  4. Добавления курса в свое личные закладки
  5. Прохождение курса
  6. Добавления комментария об удовлетворенности

Этапы разработки

  1. Планирование
  2. Дизайн
  3. Разработка и тестирование
  4. Обучение
  5. Поддержка

Примерный внешний вид сервиса:

 

 

 

Непрерывное улучшение услуг

В ITIL есть одна замечательная идея - Continual Service Improvement (CSI, непрерывное улучшение услуг). Про нее пишут много, одноименная книга библиотеки ITIL содержит порядка 250+ страниц.

"Основная цель CSI заключается в непрерывном "выравнивании" услуг в соответствии с изменяющимися требованиями бизнеса путем поиска и реализации возможностей улучшения услуг, которые поддерживают бизнес-процессы."

"Результаты улучшений (постоянное совершенствование) ИБ обычно определяется в следующих терминах:

  • Улучшения (Improvements). Результаты, которые при сравнении предыдущим состоянием могут показать увеличение желаемой или уменьшение нежеланной  метрики.
  • Выгоды (Benefits). Результаты, достигнутые в результате реализации улучшений, обычно, но не всегда, выраженные в финансовых терминах.
  • ROI (Return on Investment, возврат инвестиций). Разница между выгодой, полученной от улучшения, и затратами на его реализацию, выраженное в процентах.
  • VOI (Value on Investment, добавленная ценность от инвестиций). Дополнительная ценность, включающая дополнительно нематериальные выгоды и долгосрочные преимуществами. ROI является частью VOI."

Согласно ITIL CSI представляет собой процесс, состоящий из семи шагов:

Шаг 1 «Определить то, что необходимо измерить» представляет собой диалог между поставщиком и заказчиками, который позволит избежать разногласий в будущем. Здесь они договариваются о целях и задачах, в соответствии с которыми решается, что необходимо измерять. Стартовой точкой для обсуждения является Каталог услуг и требования уровня услуг различных заказчиков. Здесь поставщик услуг как бы говорит себе: «Что я бы измерял в идеальном мире? Что наиболее важно для бизнеса?».

На данном этапе необходимо объединить цели и задачи организации, цели и задачи ИТ, критические факторы успеха, требования уровня услуг и должностные инструкции персонала.

Шаг 2 «Определить то, что можно измерить». На практике всегда есть ограничения относительно того, что действительно можно измерить. Если что-то нельзя измерить, это необходимо исключить из SLA. Необходимо начать с построения списка имеющихся инструментов (инструменты управления услугами, ведения отчетности, мониторинга и др.).

Шаг «Сбор данных» предполагает наличие установленного механизма мониторинга в рамках организации. Он может быть как автоматическим, так и ручным. В контексте CSI упор в мониторинге должен быть сделан не на актуальном состоянии объектов, а на поиске мест, где требуются улучшения или где они возможны. Для поддержки CS1 организация должна собирать значения следующих метрик:

  • • метрики технологий — это такие метрики технологий и компонентов, как производительность, доступность и т. п.;
  • • метрики процессов — эти данные собираются в форме критических факторов успеха, ключевых показателей эффективности и других метрик процессов в рамках сервис-менеджмента. Они позволяют определить состояние процесса в целом;
  • • метрики услуг —эти метрики отражают результат услуг в целом.

Шаг 4 «Обработка данных», по сути, трансформирует их в информацию для дальнейшего анализа. На этой стадии формируются отчеты, которые представляют собранные данные в удобном для восприятия виде.

Шаг 5 «Анализ данных». Для принятия решений необходимо провести анализ собранных данных и информации. Например, на основе мониторинга установлено, что в организации на 20 процентов снизилось число обращений в Service Desk. Это может произойти по двум причинам. Первая процесс Управления проблемами в организации эффективно решает проблемы и они нас появляются в дальнейшем. Вторая — Service Desk работает неэффективно и персонал не обращается в него, так как нс получает должной поддержки. Если обработка превращает данные в информацию, то анализ превращает информацию в знания, необходимые для принятия взвешенных решений. Соответственно, для анализа данных необходима большая квалификация, чем для их сбора и обработки.

Для анализа недостаточно просто получить информацию о состоянии услуг и организации в заданный момент времени, необходимо отслеживать эти состояния и выявлять тенденции их развития.

Шаг 6 «Использование и предоставление информации». На этом шаге знания трансформируются в опыт посредством их использования и публикации. Информация должна предоставляться целевой аудитории в максимально удобном и понятном для нее виде. Другими словами, информация должна предоставляться так, чтобы быть наиболее полезной. Необходимо четко понимать разницу в целевых аудиториях. Так, отчеты для ИТ должны отличаться от отчетов для бизнеса, так как их интересует разная информация. Например, ИТ захочет увидеть процентные показатели доступности услуг, а бизнес — время простоя услуг и влияние простоя на бизнес. Задачей ИТ является трансформировать информацию в тот вид, который хочет получить бизнес.

В ITIL выделено три основные аудитории.

  • • Бизнес хочет получить информацию о том, предоставляет ли ИТ-услуги на согласованных уровнях, и если пет, какие действия были предприняты по исправлению ситуации.
  • • Высшее руководство ИТ интересуют результаты работы в контексте ключевых показателей эффективности и критических факторов успеха. На основе такой информации принимаются стратегические и тактические решения крупного масштаба.
  • • Сотрудников ИТ интересует информация, связанная с непосредственным использованием услуг. Эта информация используется ими для поиска возможностей для улучшения, планирования и координации деятельностей в рамках управления услугами.

Шаг 7 «Реализация корректирующих действий». На этом шаге на основе информации, полученной из предыдущих шагов, выявляются проблемы, которые стоят перед ИТ и бизнесом, и осуществляются действия по их устранению. Другими словами, происходит непосредственное улучшение услуг и процессов. После их реализации жизненный цикл услуг продолжается.

 

Эксплуатация услуг

Стадия "эксплуатация услуг" является неотъемлемой стадией жизненного цикла ИТ услуг. Чтобы до конца понять важность данной стадии, необходимо углубиться в ее изучение. Данная стадия включается в себя следующие аспекты.

Системное программное обеспечение SYSP

Предоставление специальных знаний для упрощения выполнения установки и обслуживания системного программного обеспечения, такого как операционные системы, продукты по управлению данными, продукты по автоматизации делопроизводства и другое специальное программное обеспечение.

Управление мощностями CPMG

Планирование, проектирование и управление возможностями, функциональностью и устойчивостью компонентов услуг (включая оборудование, программное обеспечение, сетевые ресурсы и программное обеспечение/инфраструктуру как услугу) для удовлетворения текущих и прогнозируемых потребностей экономичным способом, согласованным с бизнесом. Моделирование как долгосрочных, так и краткосрочных изменений уровня мощности, необходимой для выполнения услуги. Развертывание методов для контроля спроса и добавления/уменьшения мощности экономичным и своевременным образом для удовлетворения изменений по запросу.

Администрирование безопасности SCAD

Предоставление услуг по оперативному управлению безопасностью и административных услуг. Обычно включает авторизацию и мониторинг доступа к ИТ-объектам или инфраструктуре, расследование несанкционированного доступа и соблюдение соответствующего законодательства.

Тестирование на проникновение PENT

Оценка уязвимостей организации посредством разработки и выполнения тестов на проникновение, которые демонстрируют, как злоумышленник может либо подорвать цели организации в области безопасности, либо достичь определенных враждебных целей. Тестирование на проникновение может быть отдельным мероприятием или аспектом приемочного тестирования до утверждения работы. Выявление более глубокого понимания бизнес-рисков различных уязвимостей.

ИТ инфраструктура ITOP

Эксплуатация и контроль ИТ-инфраструктуры (включая физическое или виртуальное оборудование, программное обеспечение, сетевые сервисы и хранилище данных) либо локально, либо в виде облачных сервисов, которым необходимо предоставление поддержки информационных систем, необходимых для бизнеса. Включает в себя подготовку к новым или измененным услугам, выполнение процесса изменений, поддержание нормативных, юридических и профессиональных стандартов, создание и управление системами и компонентами в виртуализированных и облачных вычислительных средах, а также мониторинг производительности систем и услуг в отношении их вклада в эффективность бизнеса, безопасности и устойчивости. Применение инструментов управления инфраструктурой для автоматизации подготовки, тестирования, развертывания и мониторинга компонентов инфраструктуры.

Администрирование базы данных DBAD

Установка, настройка, обновление, администрирование, мониторинг и обслуживание баз данных. Обеспечение поддержки операционных баз данных в производственной среде, а также для внутренних или промежуточных целей, таких как итерационные разработки и тестирование. Повышение производительности баз данных и инструментов и процессов для администрирования баз данных (включая автоматизацию).

Управление хранением STMG

Планирование, внедрение, конфигурация и настройка оборудования и программного обеспечения для хранения данных, охватывающих онлайн, офлайн, удаленное и внешнее хранение данных (резервное копирование, архивирование и восстановление) и обеспечение соответствия нормативным требованиям и требованиям безопасности.

Поддержка сети NTAS

Предоставление услуг по обслуживанию и поддержке сети. Поддержка может оказываться как пользователям систем, так и службам предоставления услуг. Поддержка обычно принимает форму расследования и решения проблем и предоставления информации о системах. Это также может включать в себя мониторинг их работы. Проблемы могут быть решены путем предоставления рекомендаций или обучения пользователей относительно функциональности сети, правильной работы или ограничений, путем разработки обходных путей, исправления ошибок или внесения общих или специфичных для сайта изменений.

Управление проблемами PBMG

Решение (как реактивное, так и проактивное) проблем на протяжении всего жизненного цикла информационной системы, включая классификацию, приоритизацию и инициирование действий, документирование основных причин и внедрение средств защиты для предотвращения будущих инцидентов.

Управление инцидентами USUP

Обработка и координация надлежащих и своевременных ответов на отчеты об инцидентах, включая направление запросов на помощь соответствующим функциям для решения, мониторинга действий по решению и информирования клиентов о прогрессе в восстановлении услуг.

Управление объектами DCMA

Планирование, контроль и управление всеми объектами, которые вместе составляют ИТ-инфраструктуру. Это включает в себя обеспечение и управление физической средой, включая распределение пространства и обеспечение электроэнергией, а также мониторинг окружающей среды для получения статистических данных об использовании электроэнергии. Включает в себя контроль физического доступа и соблюдение всех обязательных политик и правил, касающихся безопасности и здоровья на работе.

Таким образом мы выяснили, что данная стадия является очень важной и играет значимую роль в работе любой ИТ-услуги.

 

Результаты опроса целевой аудитории

Мы провели опрос среди наших потенциальных клиентов
В опросе приняли участие 54 респондента.
В первую очередь мы выяснили, где обучаются респонденты из них 55,6% опрошенных это школьники, 11,1% студенты СУЗов и 33,3% это студенты ВУЗов.

По результату опроса большинство, а именно 74,1% респондентов хотят начать получать образование в сфере IT.
Также 96,3% считают, что профессии в IT сфере сейчас актуальны.
По данным результатам опроса можно сказать о том, что у нашей целевой аудитории есть запрос на развитие и получение образования в IT сфере.
85,2% респондентов ответили, что им удобней получать информацию онлайн.
Можно сделать вывод, что формат портала это один из наиболее удобных и доступных способов получения информации.
64, 8% опрошенных сообщили о том, что они сейчас не работают.
Наши партнеры и спонсоры могут предложить свои стажировки и возможность дальнейшего трудоустройства без негативного влияния на учебный процесс.

Business Model Canvas

Business Model Canvas — один из самых популярных инструментов для анализа нового или действующего бизнеса. С помощью этого фреймворка вы можете обновить или даже полностью перестроить свой бизнес.
Business Model Canvas нашего проекта представлен на рисунке ниже. Лист делится на девять частей, каждая из которых отражает один из бизнес-процессов. Мы заполняем части листа и описываем свои процессы в следующем порядке:

Сегменты покупателей, или, по-другому, целевая аудитория.
Ценностное предложение для наших клиентов.
Каналы, через которые мы работаем с нашими клиентами.
Как мы устанавливаем и поддерживаем отношения с сегментами клиентов.
Кто наши партнёры и как мы выстраиваем взаимодействие с ними.
Источники заработка.
Структура издержек. Это траты, которые нам придётся покрыть, чтобы не остаться в минусе.
Ключевые ресурсы.

Стратегия сервиса

  • Миссия – повышение компетенций у студентов, абитуриентов, школьников, учащихся в средних образовательных учреждениях.
  • Цель сервиса – сделать из сайта инструмент для обучения, повышения различным навыкам.
  • Задачи:
  1. Создание страницы курсов
  2. Размещение на портале данных курсов
  3. Оптимизация страниц курсов для удобного восприятия
  • Четыре "П" построения стратегии (ключевая концепция):
    1. Перспективы. Главная особенность нашего сервиса заключается в том, что наш сервис формирует и прививает способность к обучению, для дальнейшего обучения и прогрессирования.
    2. Позиция. Многие ученики, заинтересованы в получении новых навыков и обучению различным дисциплинам.
    3. План – Диаграмма Ганта.
    4. Паттерн – Skillbox.
  • Исходя из первой книге ITIL «Service Strategy» существует три модели предоставления услуг: общая, управляемая и прикладная. Наша концепция относится к общей услуге.

Общая Услуга (Shared Service) – это регулярная (абонентская) услуга (комплекс услуг), которая предоставляется всем подразделениям на общих условиях, с использованием общих инфраструктурных ресурсов. Финансируется на основании долговременного соглашения с распределением затрат на все подразделения, по количеству пользователей.

 

 

Креативщики

Для начала необходимо как-то обозвать нашу команду, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. Было много вариантов, но мы решили остановить на названии «Креативщики», ведь это очень креативно.

Давайте разберемся кто входит в нашу дружную команду:

  1. Лидер –Уржунцев Юрий;
  2. Творец– Швырков Михаил;
  3. Генератор идей–Копытов Дмитрий;
  4. Исследование– Сверчков Яков;
  5. Реализатор– Свистунов-Рейвах Филипп;

Для начала нужно разработать стратегию, наша стратегия заключается в следующем: Создание информационного портала, на котором будет размещаться курс по созданию, разработке и администрировании сайтов различных видов, а также последующее продвижение данного блога посредством таргетированной рекламы и размещении в социальных сетях.

На сайте можно будет разместить различные курсы, которые позволят абитуриентам, студентам и ученикам просматривать и изучать различные дисциплины до момента поступления в ВУЗ, тем самым подготовиться к обучению в ВУЗе. Данная стратегия позволит привлечь аудиторию на сайт «Бизнес-информатики.

Для наглядного отображения можно использовать диаграмму Ганта. Данная диаграмма представлена ниже:

 

Постановка задачи: Разработать стратегию продвижения группового сайта

Основная задача:
- Привлечение нового потока абитуриентов на специальность "Бизнес-информатика" путём продвижения студенческого сайта.
Читать далее «Постановка задачи: Разработать стратегию продвижения группового сайта»