После первой волны локдауна, рынок труда начал достаточно серьезно оживать с середины мая, был очень серьёзный тренд на восстановление. На текущий момент, где-то в середине октября случилась вторая волна. Хоть и не было глобальных, жестких ограничений, было замедление темпов роста. Активизация прошла по всем отраслям кроме наиболее пострадавших. Коррекция очень сильная наблюдается в медицине, и госслужбе. Рынок вообще очень инертно отреагировал на текущий так называемый кризис.
Прежде всего, самое главное изменение это кризис 90-х годов, кризис 2000-х… Основное действие, которое топ-менеджеры, владельцы бизнеса, предпринимали, это сокращение персонала. Сокращали издержки, сокращение персонала. В этот же кризис компании в большинстве своем, старались сохранить персонал в штате любой ценой. Вовлечение человека, особенно нового в структуру, очень дорого. Есть множество примеров. Сократили персонал и так далее, но эти компании, скорее всего и останутся в самом неудобном, самом не выгодном положении. Потому что рекрутмент сейчас вещь безумно дорогая. Дорогая, потому что задач, бизнесов в России становится радикально больше, а вот талантливых людей, которые могут реализовывать эти задачи, создавать дополнительное value бизнесу, их остается такое же количество, и за них конкуренция. Чтобы найти этих людей, конкуренция усиливается, безусловно.
С самого начала локдауна наблюдается следующая диспозиция, которая, традиционно срабатывает во времена кризиса. Люди поделились на три неравные группы. Первая группа – это те, кого уволили, они уже ищут работу, вот они создают активность на рынке. Вторые – это те, кто подозревает, что их могут уволить, и пытаются подстелить соломку до того, как это произойдет. И основная группа, которая радикально больше чем первые две, это группа людей, которые замерли. Они замерли, они стараются не менять коней на переправе. Лучше синица в руке, чем журавль в небе, времена не спокойные, и это вполне нормальная логика поведения. Поэтому больших всплесков, то есть активности на рынке, на текущий момент не видно. Как только будет более понятная ситуация прежде всего с ковидом, как его лечить, как от него вакцинироваться, и что делать, то гораздо проще. Спадет психологический напряг. Давление, которое оказывается на людей. Они более спокойно выйдут на рынок.
Когда высокая конкуренция, ты не расслабляешься, ты стараешься генерить какие-то вещи, которые могут быть полезны клиенту. И любой кризис, это новые возможности. Сейчас происходит новый технологический уклад. Многие познакомились с «цифрой» даже не предполагая, что с ней придется с ней знакомиться, особенно у нас в России. Поэтому конкуренция – это здорово.
На западе другая модель традиционно сложилась. Модель потребления данных сервисов. Основной единицей является вакансии, в отличие от России. Здесь традиционно резюме. Люди стараются искать. Потому что столько общаться с клиентами для того, чтобы сделать какие-то удобные фичи, это нужно отдельные подходы, и наверное, отдельные душевные качества иметь надо.
Абсолютно каждый бизнес ощущает внушительность затрат на найм одного сотрудника. В среднем это около 4000 рублей. Но в РФ сам по себе рекрутинг по стоимости очень низок, чем в Европе. Например, то, что у нас может стоит 100 долларов, там может стоить 1000. И найм всегда имеет тенденцию удорожания (особенно в условиях дефицита), потому что конкуренция уже идет на международном рынке из-за интернета, а не только на российском. И если компания хочет конкурировать, то надо инвестировать. Но можно и удешевить эту стоимость за счет ведения кадровых резервов, сотрудничества с университетами, открытия своих обучающих школ и так далее. Также, самыми востребованными навыки являются: самоорганизация, вливание в команду и самая важная - ответственность за свою работу.