После первой волны локдауна, рынок начал достаточно серьезно оживать, был очень серьёзный тренд на восстановление. На текущий момент, заметили вторую волну. Хоть и не было глобальных, жестких ограничений, и увидели замедление темпов роста. То есть, это не откат назад, это не отрицательные цифры, это замедление темпов роста. Активизация прошла по всем отраслям кроме наиболее пострадавших, это туризм и HoReCa. То есть, коррекция очень сильная наблюдается в медицине, и госслужбе. Рынок вообще очень инертно отреагировал на текущий так называемый кризис. То есть, там было много поведенческих изменений, которых не было в другие кризисы.
Рекрутмент сейчас вещь безумно дорогая. Дорогая, потому что задач, бизнесов в России становится радикально больше, а вот талантливых людей, которые могут реализовывать эти задачи, создавать дополнительное value бизнесу, их остается такое же количество, и за них конкуренция. Чтобы найти этих людей, она усиливается, безусловно.
С самого начала локдауна наблюдаем следующую диспозицию, которая почти традиционно срабатывает во времена кризиса. То есть, люди поделились на три неравные группы. Первая группа – это те, кого уволили, они уже ищут работу, вот они создают эту активность какую-то на рынке. Вторые – это те, кто подозревает, что их могут уволить, и пытаются подстелить соломку до того, как это произойдет. И основная группа, которая там радикально больше чем первые две, это группа людей, которые замерли. Они замерли, они стараются не менять коней на переправе.
Наш рынок очень высоко конкурентный, и конкуренцию чувствуем, и ее хватает, и усиление конкуренции идет, на фоне колебания рынка труда, плюс всегда появляются какие-то новые молодые компании, которые о себе заявляют. Когда высокая конкуренция, не расслабляешься, стараешься создавать действительно какие-то вещи, которые могут полезны быть клиенту. И любой кризис, это, естественно, новые возможности, вообще в принципе для любого игрока.
Топовая тема, которая будет еще долгое время оставаться главной, это цифровой профиль соискателя. Когда вы создаете цифровой профиль, вы имеете возможность подключать к нему огромное количество уже технологических сервисов, которые могут строить карьерные траектории, траектории обучения и многие другие вещи, с учетом технологии обработки больших данных. Обогащать их всевозможно, упрощать и так далее. А второе это умный поиск, и предективная аналитика мэтчинга.
Чтобы ни делал бизнес, как бы ни крутился, найм, особенно сейчас, когда идет битва за таланты, всегда имеет тенденцию к удорожанию, особенно в условиях дефицита соискателей. Начиная от банального, то есть нужно понимать компаниям, в том числе которые считают себя, может быть, не международными, что конкурируют за качественный персонал, они всё-таки на международном рынке. Потому что с развитием телекоммуникации, с развитием обмена информации. То есть, не составляет никаких проблем осуществлять иностранные компании рекрутмент на территории России. Выдергивать высококлассных специалистов для того, чтобы решать собственные задачи. Поэтому нужно понимать, что вы конкурируете не только с российским рынком, но и с иностранным рынком. И следовательно, то есть хотите конкурировать, то надо начинать инвестировать, делать это грамотно, профессионально, с помощью современнейших инструментов.